Современные люди готовы любить роботов будущего
Мир одиноких холостяков, ищущих комфорт в руках роботов-любовников, может быть ближе, чем ожидается в умах и сердцах людей. Пока немного людей заявили о романтичной любви к кукле для сексуальных утех в натуральную величину под названием "RealDoll" или к виртуальным школьницам японского игрового симулятора «Любовь Плюс», но ученые заявляют, что даже самые простые игрушки-роботы или видеоигры продемонстрировали, как машины могут манипулировать человеческими эмоциями.
Секс-роботы будущего или виртуальные партнеры не станут причиной расставания с друзьями или подругами, пока такие искусственные создания не будут выглядеть и вести себя, как люди, не вызывая при этом ни у кого сомнений. Однако в будущем многие люди могут начать строить платонические отношения с более совершенными роботизированными игрушками следующего поколения или с виртуальными помощниками в автомобилях и смартфонах.
«Вряд ли, конечно, однажды утром мы проснемся и скажем: да, это отлично – иметь взаимоотношения с роботом, - отмечает Талия Уитли, психолог из Дартмутского колледжа, США. – Но мы естественным путем станем со временем зависимы от таких вещей».
Взаимоотношения, не доходящие до романтики, уже довольно активно развиваются на сегодняшний день. Дети школьного возраста и домохозяйки с большим удовольствием и без стыда обнимают, гладят и целуют электронные игрушки, а также обходятся с простыми роботами, как с собственными детьми. Закаленные в боях солдаты роняют слезы над поломанными роботами и рискуют жизнью, чтобы спасти поврежденных машин-товарищей.
Ухаживание за вредоносными устройствами
Даже ученые, которые знают больше о подобных явлениях, находят, что сложно сопротивляться таким подсознательным импульсам. Когнитивный психолог из Университета Калифорнии Айз Сайгин признается, что испытывала чувство вины каждый раз, когда какая-либо из ее игрушек ферби начинала жаловаться на «скуку».
«Нам нравится считать себя утонченными и эмоциональными созданиями, но наши кнопки эмоций легко нажимают технически несложные устройства», - отмечает ученая.
Этот опыт предполагает, что ухаживание за такими устройствами оказывает вредоносное влияние на умы и сердца людей, отмечается в докладе 2007 года «Аутентичность личности в эпоху цифровых друзей». В нем же описано, как электронные любимцы тамагочи 1990-х годов использовали простые звуковые сигналы, чтобы заставлять и детей, и их родителей ухаживать за цифровым другом в течение всей его виртуальной жизни.
Манипуляции с эмоциями в рамках инстинкта ухаживания только развились со временем. Самая новая виртуальная подруга «Любовь Плюс» требует, чтобы игрок целовал ее через сенсорный экран игрового устройства Нинтендо, или просит его сказать сто раз в микрофон «Я тебя люблю».
Дай мне немного (искусственного) сахара
Люди могут по уши влюбиться в мультяшных роботов или виртуальных друзей отчасти потому, что они пытаются прочесть мотивы или намерения даже в тех действиях, что лишь отдаленно напоминают реальные. Как отмечает Сайгин, еще в классическом исследовании 1944 года психологи обнаружили, что люди воспринимают анимацию в виде треугольников и кружочка, двигающихся вокруг квадрата, как «кружок, преследующий треугольники».
Способность робота или виртуального товарища вызывать интерес у человека схож с тем, как искусственные подсластители удовлетворяют естественную потребность в сахаре, говорит Карл МакДорман, робототехник из Университета Индианы, США.
«Мы можем казать глупыми из-за того, что нас пленят простые трюки, как зрительный контакт, но эти трюки действуют на нас на подсознательном уровне, - говорит МакДорман. – В истории нашей эволюции не было ничего, что выглядело по-человечески, но таковым не было, так что с биологической точки зрения у этих трюков нет оснований быть неэффективными».
Но все же такие трюки работают только с простыми устройствами, как симпатичные ферби или виртуальные подруги в стиле аниме в игре «Любовь Плюс». Роботы или виртуальные партнеры, которые пытаются выглядеть слишком по-человечески, могут вызвать у людей ощущение дискомфорта или даже отвращения – уменьшение эмпатии, описанное японским робототехником Масахиро Мори как «зловещая долина».
Как избежать «зловещей долины»
Уменьшение эмпатии может произойти из-за неполной реалистичности человекоподобного роботы или виртуального партнера. Компьютерные анимированные фильмы, такие как «Полярный экспресс», могут вызвать «зловещую долину» из-за сочетания реалистичных лиц людей с «мертвыми глазами» и несовершенным выражением лица. Точно так же и роботы, которые кажутся почти людьми, могут быстро стать неприятными, если станут двигаться и говорить неправдоподобно.
Большинство людей не станут чувствовать себя комфортно, заигрывая с роботом или виртуальным партнером, пока технологии не победят «зловещую долину» и не станут такими реалистичными, как секс-робот «Жиголо Джо» Джуда Лоу в фильме «Искусственный разум» 2001 года. Это может объяснить, почему только маленькая группа людей открыто обращается к виртуальным девушкам игры «Любовь Плюс» или секс-роботам "RealDolls" за эмоциональным удовлетворением – большинство таких клиентов, очевидно, все еще покупают эти устройства как игры или дорогие секс-игрушки.
«Люди, которые открыто заявляют о взаимоотношениях с машиной, демонстрируют некоторые отклонения, так как они на высших уровнях восприятии принимают свое поведение, как приемлемое, - объясняет Уитли. – Большинство людей скажут: нет-нет, это неразумно».
Но многие могут испытывать к обычным устройствам и неромантические чувства, как раз такое легче достичь и развивать с улучшением электроники, что и демонстрирует персональный помощник Сири от компании Apple для iPhone 4S.
«Чего люди не осознают, это того, что они, возможно, эмоционально связаны с окружающими машинами и устройствами, такими как автомобили и мобильные телефоны, - говорит Уитли. – Они просто не признают это как взаимоотношения перед другими людьми, так как это выглядело бы странным».
Будущее любви
Некоторая заинтересованность наблюдается даже среди романтиков. Благодаря удачным играм «Любовь Плюс» в японском курортном городе Атами предлагается специальный пакет туристических услуг для игроков-мужчин и их виртуальных подруг. А новая игра «Любовь Плюс», которая вышла в Японии на День Святого Валентина, позволяет виртуальным девушкам взаимодействовать с реальными изображениями любимых романтичных мест игрока.
Возможность брака между 50-летним человеком и роботом тоже была предметом изучения правительствами Южной Кореи и Великобритании. «Я думаю, это сумасшествие, но интересно, что некоторые люди воспринимают это всерьез», - говорит МакДорман и добавляет, что создавать занимающихся сексом андроидов оказывается гораздо проще, чем тех, что вступают в интеллектуальную беседу.
Но чем больше роботов и виртуальных партнеров выходят из фантазий и становятся реальностью, несомненно, тем большее количество людей захотят последовать за ними. По словам МакДормака, основное препятствие – это время, а со временем оно будет преодолено.
Источник: Livescience
Комментарии: