План действий «голубой углерод»

Создано 26.02.2011 06:18
Автор: Евгений

Морская траваМангровые заросли и морскую траву можно защитить путем определения объема углерода, который они сохраняют.

Недавно в Париже был дан старт международной кампании по защите прибрежных маршей путем определения квот на выброс углерода. Ее целью является защитить и восстановить популяции некоторых водных растений, таких как мангры, морская трава и галофиты, используя способ определения квот на выброс углерода, ранее примененный для защиты деревьев.

Водные растения и леса действуют как сток углерода, абсорбируя из атмосферы и удерживая существенные объемы этого химического элемента. Океан поглощает около 25% мировых выбросов углекислоты, и в его глубинах спрятаны многие гектары морской травы, использующей для роста около 15% растворенного в воде углерода. Подобным же образом накапливают углерод мангры и галофиты, и когда эти растения разлагаются, он на тысячелетия остается в торфянистых осадочных отложениях.

В течение последнего столетия состояние мировых прибрежных маршей постоянно ухудшалось, и сейчас они занимают лишь 2% морского дна. За 25 лет, c 1980 года и до 2005 года, было вырублено около 35 тысяч квадратных километров мангровых зарослей, чтобы использовать прибрежные земли в целях сельского и прудового хозяйства, а также для создания пляжей. Когда осушаются прибрежные марши, почва окисляется, и углекислота высвобождается в воздух, внося свою лепту в изменение климата.Мангровые заросли

Целью концепции «голубого углерода» является защита некоторых, находящихся в наибольшей опасности маршей, путем определения квот на выброс сохраненного ими углерода. Квотами затем можно торговать на углеродном рынке, объясняет Эмили Пиджен, директор программы изменения морского климата в международной организации по защите окружающей среды «Консервейшн Интернэшнл», как пишет Nature.

Мутная вода

Кампания столкнулась с некоторыми значительными научными трудностями. Для начала, никто не знает, сколько углерода хранится маршами по всему миру, в основном потому, что никто не знает точно, сколько существует полей морской травы и соляных маршей. Некоторые регионы, такие как Северная Америка, хорошо исследованы, при этом другие, как Африка, остаются загадкой. Это значит, что нет надежных данных о том, как разрушение маршей влияет на всемирные выбросы парникового газа.

Стефан Крукс, менеджер программы изменения климата в консультационном центре по защите окружающей среды ESA PWA в Сан-Франциско, Калифорния, считает, что выбросы от осушенных мангровых зарослей и соляных маршей оценочно составляют половину миллиарда тонн углекислоты в год. Это 1-2% мировых выбросов. Для сравнения, объемы выбросов углекислоты в результате вырубки лесов составляют 10-25%. Но Крукс делает оговорку, что его оценка основывается на ограниченных данных и большом количестве предположений. По его словам, пределы погрешностей крайне высокие.

Мангровые зарослиМорская трава всегда связана с заиленной водой. Спутники для наблюдений за Землей лишены возможности заглянуть в мутную воду и не могут различить разницу между желаемыми травами, которые хранят углерод, ульвой, сохраняющей совсем мало углерода, и прикрепленными к камням водорослями.

Только в прошлом году спутник Ландсат предоставил правдивые данные о мангровых зарослях. В результате исследования выяснилось, что в 2000 году мангры покрывали 137 760 квадратных километров в тропических и субтропических регионах, на 12% меньше, чем по предварительной  информации Организации Объединенных Наций.

Мнения ученых

Некоторые ученые спорят, что, несмотря на экологическую значимость, защита маршей не может иметь большого влияния на антропогенные выбросы парникового газа. Океанограф Кристоф Хайнц из Бергенского университета, Норвегия, подчеркивает, что способности водных растений связывать углерод являются буквально каплей в море других земных стоков углерода.

Но Крукс указывает, что модели циркуляции морского углерода имеют тенденцию принимать во внимание существующие способности маршей связывать углерод, но при этом игнорировать влияние высвобождаемого после тысяч лет сохранения углерода в результате осушения земель.

По словам Пиджен, такую финансовую систему, как квоты на голубой углерод, удастся создать не ранее, чем через десятилетие. Но пилотные проекты начнутся уже в этом году, и они будут реализовываться наряду с дальнейшими мероприятиями по определению количества земных маршей и объема сохраняемого ими углерода.

Комментарии: