Философия экологии и наука о «глубокой экологии»

Создано 11.04.2011 12:15
Автор: Евгений

 

Земля и психология

Философия экологии и наука о «глубокой экологии»В 1982 году профессор экологии человека Питцер-колледжа в Клермонте, Калифорния, Пол Шепард расширил идеи глубокой экологии о взаимосвязи со сферой психологического. В своей книге «Навстречу дикой природе» он доказывает, что если есть глубокие и природные связи между планетой Земля и человечеством - те, которые Лавлок пытался установить в теории Гея, - тогда эти связи должны распространяться на человеческое мышление. И мы должны быть способны обнаружить их.

Шепард начинает с идеи, что эволюция определила размер мозга, уменьшив сложность путем распределения по категориям. Для этого наш мозг располагает все в небольших отделениях. Частично это наше примитивное прошлое, когда разделения между «нам» и «им» были критичны для выживания, а часть пришла во время развития языка, когда процесс присваивания имен вещам требовал от нас предварительной их классификации. Так как эти категории зависели от того, что мы видели вокруг, ранний язык действовал как мост к миру природы. Мы все еще устаем, как собаки, и загромождаем наши дома, как барахольщики, но в древние времена подобные аналогии означали больше. Наша буква «А» происходит от буквы алфавита иврита, которая в свою очередь происходит от слова «вол». Потому, когда вы переворачиваете «А» вверх тормашками, вы видите пиктограмму головы вола…

Структура сознания

Шепард интересовался психологией категоризации, и как она влияет на развитие интеллекта человека. Он понимал, что на мире природы строился не только язык, но и все остальное. Люди провели 99 процентов своей истории как охотники и собиратели, а это означает, что вся архитектура мозга основана на идее поддержания жизнедеятельности природы. Из-за этого Шепард беспокоился о возможном экологическом разрушении психического равновесия; прежде всего, он волновался, что случится, если те самые вещи, которые научили нас думать, исчезнут.

Это не новый страх. Сто пятьдесят лет назад Чиф Сиэтл волновался из-за того же, говоря: «Что есть человек без животных? Если бы все животные пропали, человек умер бы из-за великого одиночества духа. Потому что то, что случается с животными, вскоре случится с человеком. Все связано». И, как оказывается, это не безрассудный страх.

По данным исследования, проведенного группой консультантов, во время пробуждения урагана «Катрина» частота психических заболеваний у людей, живущих в этой области, удваивается. Кроме того, ученые Университета Иллинойса недавно открыли, что эффект от 20-минутной прогулки в лесу превосходит по действию все медикаменты, существующие сейчас на рынке для лечения синдрома детской гиперактивности.

Именно психолог Эрик Фромм дал жизнь термину «биофилия» (инстинкт самосохранения), но социобиолог Эдвард Уилсон использовал его для описания «связей, которые человек подсознательно ищет с оставшейся частью жизни». И через 10 лет Ричард Лоув, исследуя эту тему в своей работе «Последний ребенок в лесу», изданной в 2005 году, соглашается. Он придумал понятие «дефицит общения с природой» для описания последствий ситуации, когда детям не хватает контакта с внешней средой. Дети, чей инстинкт самосохранения остается неподпитанным, гораздо больше подвержены тревогам, депрессиям и дефицитарному расстройству внимания.

Источник: Еcohearth

Комментарии: