Мутация скульптуры, или вторая жизнь резины
Каждый год на планете выбрасывают около 8 миллионов тонн автомобильных покрышек. Люди, конечно, стараются найти применение хотя бы небольшому числу использованных шин – например, делают из них качели или «страшненькие» заборы для клумб. А вот Йонг Хо Джи (Yong Ho Ji), нью-йоркский скульптор корейского происхождения, считает, что резина от мотоциклов и гоночных велосипедов, автомобилей и тракторов незаменима в современном искусстве. С одной стороны, его фантастические творения помогают утилизировать мусор, а с другой – несут важное философское послание миру.
На создание одной такой скульптуры может уйти до трех месяцев кропотливой работы. Художник предпочитает резину не только из экологических соображений: она очень гибкая, и позволяет легко моделировать кожу и мускулы.
Наподобие художников эпохи Ренессанса, Йонг Хо Джи сперва тщательно изучил анатомию животных и человека. Это позволило ему воссоздавать объёмные портреты не только реальных обитателей планеты, но и фигуры существ, которые могли бы здесь появиться.
Талантливый мастер сперва укрощает сталь и проволоку, чтобы получить устойчивый каркас, а затем накладывает гипсовые формы – в этом смысле всё довольно традиционно. А затем начинается самое интересное: из резиновых лоскутков Йонг Хо Джи создаёт верхний, «художественный» слой скульптуры, которая и завершает её облик.
Сначала зададимся вопросом: какие впечатления вызывают эти работы? Прежде всего, они излучают агрессию, угрозу, испуг или недоумение – однако в любом случае достаточно мрачные. В то же время «гуттаперчевые» персонажи кажутся очень сильными, а их хищные позы нередко говорят о готовности к прыжку.
Очевидно, что чёрные зверушки Йонг Хо Джи не просто представляют свой вид – они отличаются от него, поскольку имеют генетические мутации в ДНК. Обычно такое происходит под воздействием химических или радиационных воздействий, или же с помощью ГМО-технологий.
Глаза резиновых существ мастер умышленно сделал матовыми, чтобы добиться эффекта пустоты. Отсюда возникает сразу несколько эффектов: во-первых, существа словно сами не понимают кто они; во-вторых, это кажется намёком на отсутствие у них будущего; и, наконец, мы не можем установить с ними зрительный контакт – поэтому не знаем, о чём они думают, что чувствуют и есть ли вообще у них душа. Для нас они – чужеродная угроза, как бы существа низшего порядка…
Так о чём же на самом деле говорит автор через свои скульптуры? Догадаться не сложно: они являются этической критикой генетически модифицированных организмов и загрязнения окружающей среды в целом.
Прослеживается скептицизм в отношении тех, кто стремится бросить вызов природе и создать совершенно новую форму жизни, изменяя гены животных, растений или человека. Странные существа с несколькими головами или люди-кентавры молчаливо упрекают высокомерных ученых, которые пытаются манипулировать их жизнью.
Для Йонг Хо Джи техническое развитие цивилизации остаётся спорным вопросом – это прогресс, или же мы заблуждаемся? Резиновые мутанты предупреждают: оригинальная самобытность всех живых существ может однажды исчезнуть.
В какой-то мере творчество художника можно отнести к жанру сатиры: гротескные образы чудовищ служат зеркалом, в котором отражается наше странное поведение.
Если мы обратимся к детству художника, то сможем понять истоки его мощной философии. Ен Хо Чи вырос в горной местности, где его семья разводила домашнюю живность, а первым материалом для творчества стало запасное колесо отцовского джипа (вот это был сюрприз!) Так родилось искусство, соединяющее в себе изящество и террор, но неизменно посвящённое сохранению природы в её первозданном виде.
Комментарии: